Топ-100 Сектор экотерапии и образовательных программ. - Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина

Сектор экотерапии и образовательных программ.

1. Название лаборатории (сектора) Сектор Экотерапии и образовательных программ

2. Зав.лаборатории (сектора): ФИО, телефон, эл.почта Гонтарь Оксана Борисовна, к.б.н. (внутренний совместитель), 79130, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

3. Состав: кол-во человек, в т.ч. докторов и кандидатов наук

Младший научный сотрудник

1

М. П. Советова

Младший научный сотрудник

1

И.Н. Калашникова

Младший научный сотрудник

0,5

П.А. Маурчева

Инженер-программист

1

К.Л. Мазуренко

4. Направления исследований

  • Разработка теоретических основ специализированного ландшафтного дизайна.
  • Оценка возможностей комплексного использования коллекционных фондов и научных достижений ПАБСИ в разработке специализированных программ.
  • Изучение возможностей коррекции психофизиологического состояния пациентов методами экологической терапии.

 

5. Основные научные результаты

  • Мониторинг эффективности занятий по авторской программе ПАБСИ «Гарденотерапия в работе с замещающими семьями при промежуточной диагностике выявил снижение низкого уровня эмоционального состояния детей с 30 до 20%, детско-родительских отношений с 30 до 10% при росте среднего уровня психологических аспектов
  • В результате комплексного психофизического мониторинга установлена высокая эффективность разработанной в ПАБСИ оригинальной образовательно-коррекционной программы «Экологическая терапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: (1) снижение тревожности и (2) количества инверсий различных эмоциональных категорий более, чем на 50%; (3) выход на языковую норму до 75% детей, в сравнении с 30-40% выпускников после обучения по обычной программе коррекционного дошкольного учреждения
  • Установлено, что у подростков женского пола в период между 10 и 16 годами восприятие объектов, находящихся на расстоянии 1-3 метра, изменяется от обратной к линейной перспективе. Занятия верховой ездой стимулируют восприятие пространства в линейной перспективе, что дает основание для коррекции оригинальных программ экотерапии в части пассивного терапевтического садоводства, усиливающего роль обратной перспективы в пространственном восприятии удаленных предметов.
  • В целях создания лечебных ландшафтов при выявлении пространственных предпочтений установлено, что перцептивные пространства лиц с психическими нарушениями разной этиологии и условно-здоровых лиц имеют существенные геометрические различия. Выявлено, что геометрия перцептивного пространства способна изменяться во времени, причем эта способность определяется или связана с эмоциональной лабильностью личности, и практически не зависит от ее интеллектуального уровня.
  • В результате функциональной диагностики физиологических параметров сердечно-сосудистой системы детей с общим нарушением речи во время проведения занятий по программе «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями» выявлено снижение метеозависимости детского организма от активно воздействующих в условиях высоких широт гелиогеофизических агентов.
  • В результате проведения программы с коррекционными элементами «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями» у испытуемых зафиксировано увеличение скорости кровотока в крупных и мелких сосудах.

 

6. Проекты

7. Инновационные разработки

8. Публикации (2017-2019)

Гонтарь О.Б., Зотова О.Е., Рак Н.С., Другова НТ.П. Деятельность уникальных научных установок Полярно-альпийского ботанического сада-института для сохранения биоразнообразия / Промышленная ботаника. Сборник научных трудов. – Донецк: ГУ «Донецкий ботанический сад». – 2019. – Выпуск 19. – No 3. – С. 17-21.

Калашникова И.В., Никанов А.Н. Характеристика вариабельности сердечного ритма у дошкольников с различными речевыми расстройствами в Заполярье // Морская медицина, Т. 5, №2, 2019. С. 45-54.

Калашникова И.В. Образовательно-просветительская деятельность полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования // Научно-педагогическое обозрение, №2(24), 2019. С. 168-178.

Oksana B. Gontar, Margarita P. Sovetova. Knowledge of biodiversity through PABGI supplementary education programs // Abstract "Lost world" in biodiversity studies: focus on the Earth's "blank spaces", 23-27 сентября 2019 г., Владивосток. С. 28.

Гонтарь О. Б., Зотова О. Е., Калашникова И. В. Реализация непрерывного экологического образования на базе Полярно-альпийского ботанического сада-института // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I, С. 31-34.

Жиров В.К., Гонтарь О.Б., Маурчева П.А. Лечебные ландшафты в контексте психологии пространственного восприятия: китайские традиции и современные подходы. // Зеленый журнал – бюллетень ботанического сада Тверского государственного университета, Green journal – Bulletin of the Botanical Garden of Tver State University: Научный журнал / гл. ред. Ю.В. Наумцев. Выпуск 4. Тверь: 2018 г. С. 46-52.

Гонтарь О.Б. Современное состояние и перспективы экологического туризма в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте. // Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках: материалы IX Международной научно конференции / отв. ред. д.с.-х.н. Е.В.Голосова, науч. ред. к.б.н. Н.А.Трусов; 4-6 сентября 2017 г. – Соловки. 2017. – С. 22-27.

 

9. Международное сотрудничество

10. Научные мероприятия

11. Награды и премии

2016 год

1) диплом победителя (с памятным знаком) Национальной общественной премии «Гармония» в номинации «За вклад в науку, образование и просвещение» за особые заслуги в сфере охраны психического здоровья (ПАБСИ);

2) благодарность Министерства образования и науки Мурманской области за активное сотрудничество в период проведения Регионального этапа VI Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+» (П.А.Маурчева);

3) благодарность Министерства образования и науки Мурманской области за активное сотрудничество в период проведения Областного форума обучающихся «Молодежный вектор Арктики (О.Б.Гонтарь);

4) диплом победителя конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области 2016 г. (1 место) с денежной премией (И.В.Калашникова, Распоряжение Правительства Мурманской области № 314-РП от 23.12.2016 г);

5) диплом Союза охраны психического здоровья автору лучшей статьи, представленной в рамках Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» (О.Б.Гонтарь);

6) благодарность директора ПАБСИ в связи с получением национальной общественной премии (О.Б.Гонтарь, И.В.Калашникова, Е.А.Марус, И.Н.Мазуренко, К.Л.Мазуренко);

2017 год

1) диплом Союза охраны психического здоровья за заслуги в сфере психосоциальной реабилитации / абилитации людей с психическими особенностями (ПАБСИ КНЦ РАН);

2) благодарственное письмо Регионального исполнительного комитета Общероссийского народного фронта в Мурманской области за проведение обучающего семинара «Благоустройство городской среды в условиях Заполярья» (О.Б.Гонтарь);

3) благодарственное письмо Министерства образования и науки Мурманской области за помощь в организации проведении областного форума обучающихся «Молодежный вектор Арктики» (О.Б.Гонтарь);

2018 год

1) диплом Союза охраны психического здоровья за заслуги в сфере охраны психического здоровья в рамках II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века (О.Б.Гонтарь);

2) благодарность Министерства образования и науки Мурманской области за поддержку в проведении профильной химико-биологической смены Регионального образовательного центра по работе с одаренными детьми (О.Б.Гонтарь);

3) благодарность Председателя Оргкомитета Всероссийского Фестиваля науки «NAUKA 0+» в Мурманской области за активное участие в проектах, направленных на популяризацию науки среди молодежи (И.В.Калашникова);

4) благодарность МБДОУ №10 г. Апатиты за эффективную помощь и содействие в организации проведении интересных и познавательных занятий с группой детей с ЗПР (И.В.Калашникова)

Благодаря работе сектора Институт стал

  • лауреатом конкурсов «100 лучших товаров и услуг Мурманской области» и «100 лучших товаров России» за услугу «Разработка реабилитационных и образовательных программ» (2011, 2015 гг.)

 


Вернуться назад

© Полярно-альпийский ботанический сад-институт (ПАБСИ) им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН
© N.A. Avrorin Polar-Alpine Botanical Garden-Institute
Copyright 2006-2019
Использование информации разрешается при условии размещения активной ссылки на сайт pabgi.ru.

Создание сайта Kirill L.Mazourenko