Лаборатория экотерапии и образовательных программ - Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина | The Polar-Alpine Botanical Garden-Institute - Official website | Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина | The Polar-Alpine Botanical Garden-Institute - Official website

Лаборатория экотерапии и образовательных программ

Сформирована на базе научно-просветительского отдела в 2011 г.

 Оксана Борисовна Гонтерь
Заведующая лабораторией,
кандидат биологических наук
Оксана Борисовна Гонтарь

 


Направления исследований

  • Разработка теоретических основ специализированного ландшафтного дизайна. 
  • Оценка возможностей комплексного использования коллекционных фондов и научных достижений ПАБСИ в разработке специализированных программ.
  • Изучение возможностей коррекции психофизиологического состояния пациентов методами экологической терапии.

Основные достижения

  • Разработана программа «Гарденотерапия в работе с замещающими семьями», направленная на гармонизацию детско-родительских отношений на основе садовой и арт-терапии, главной целью которой является профилактика вторичного сиротства. В результате первичной апробации программы установились дружественные междусемейные отношения, выявлена яркая положительная динамика во взаимоотношениях родителей и детей. У последних отмечена большая открытость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность за результаты своей работы; у родителей понизились показатели гиперопеки.
  • В результате комплексного анализа проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций за период апробации программы «Экологическая терапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом» 2014-2016 гг. выявлено 1) отсутствие амбивалентностей и снижение количества инверсий различных эмоциональных категорий (50-60%); 2) повышение предпочтения позитивных эмоциональных категорий и снижение предпочтения негативных (8-15%); 3) увеличение степени приемлемости для интеллектуальных, эстетических и учебных видов деятельности (23-48%); 4) повышение уровня эмоциональности (3-8%).
  • В результате функциональной диагностики детей во время проведения занятий по оригинальной авторской программе ПАБСИ «Экологическая терапия для детей 5-7 лет с логоневрозом» выявлено 1) увеличение индекса напряжения сердца до 210 единиц к окончанию курса, свидетельствующее о концентрации внимания; 2) увеличение среднего показателя эмоциональных отношений по основным видам деятельности дошкольников на 0,1-0,9 единиц; 3) снижение показателя тревожности у 55% детей; 4) улучшение психоэмоционвльного состояния и снижение невротического настроя по аутогенной норме на 2-6 единиц у 73 % детей. Результаты логопедического мониторинга выявили установление речевой нормы у 75 % детей.
  • Установлено, что у подростков женского пола в период между 10 и 16 годами восприятие объектов, находящихся на расстоянии 1-3 метра, изменяется от обратной к линейной перспективе. Занятия верховой ездой стимулируют восприятие пространства в линейной перспективе, что дает основание для коррекции оригинальных программ экотерапии в части пассивного терапевтического садоводства, усиливающего роль обратной перспективы в пространственном восприятии удаленных предметов.
  • В целях создания лечебных ландшафтов при выявлении пространственных предпочтений установлено, что перцептивные пространства лиц с психическими нарушениями разной этиологии и условно-здоровых лиц имеют существенные геометрические различия. Выявлено, что геометрия перцептивного пространства способна изменяться во времени, причем эта способность определяется или связана с эмоциональной лабильностью личности, и практически не зависит от ее интеллектуального уровня.
  • В результате функциональной диагностики физиологических параметров сердечно-сосудистой системы детей с общим нарушением речи во время проведения занятий по программе «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями» выявлено снижение метеозависимости детского организма от активно воздействующих в условиях высоких широт гелиогеофизических агентов.
  • В результате проведения программы с коррекционными элементами «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями» у испытуемых зафиксировано увеличение скорости кровотока в крупных и мелких сосудах.
  • Осуществлено внедрение разработанной сотрудником лаборатории М.П.Советовой программы дополнительного образования младших школьников «Путешествие в мир северной природы» в образовательный процесс школы №2 г. Кировска Мурманской области (Акт о внедрении, исх. №487/1 от 16.11.2016 г.).

Сотрудники лаборатории

с.н.с., к.б.н. Лукьянова Л.М.

м.н.с. Советова М.П., Калашникова И.В.

Мазуренко К.Л. - руководитель группы информационно-технического обеспечения 

лаб.-исследователи: Владимирова Е.В., Мазуренко И.Н., Марус Е.А., Маурчева П.С.

Основные публикации  

  • Irina V. Kalashnikova, Oksana B. Gontar, Vladimir K. Zhirov, Andrey O. Kalashnikov. Integrated Animal-Assisted and Plant-Assisted Ecotherapy for Preschool Children with Speech Disturbances: A Program for the Arctic / Ecopsychology. Jun 2016, 8(2): 79-88.
  • Калашникова И.В., Салтан Н.В., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Экологическая терапия как коррекционно-педагогический элемент комплексного подхода при лечении логоневроза у дошкольников // Образование и наука. 2016. № 8 (137). С. 127-144.
  • Калашникова И.В. Изменения вариабельности сердечного ритма у дошкольников в ходе проведения программы «Экотерапия для детей в возрасте 6—7 лет с речевыми нарушениями» в условиях Заполярья // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО С71 «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2016. — № 1 (41). – С. 52-61.
  • Гонтарь О.Б., Кашликова О.В., Тарновская Л.А. Гардено- и арт-терапия в работе с замещающими семьями. // Психическое здоровье человека XXI века: Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» ИД «Городец», 2016. – С. 32-35.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Тростенюк Н.Н., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Жиров В.К. Программа дополнительного образования «Гарденотерапия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет 1-3 группы инвалидности»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ. 2015. 52 с.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Мазуренко И.Н., Тростенюк Н.Н. Образовательно-реабилитационная программа «Экотерапия» для детей в возрасте от 14 до 18 (21) лет с психоневрологическими заболеваниями 1-3 группы инвалидности: Методические указания по проведению занятий. Издание 2-ое. Апатиты: «К&М», 2013. – 29 с.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н., Калашникова И.В., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Мазуренко И.Н., Казак Т.В. Программа дополнительного образования «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями»: методическое пособие. Издание 2-ое. Апатиты: «К&М», 2013. 54 с.
  • Марус Е.А., Гонтарь О.Б., Мазуренко И.Н. Влияние иппотерапии на пространственное восприятие подростков 10-16 лет. / Сборник научных трудов Кольского филиала ПетрГУ. Вып. 8 / отв. ред. В.А.Путилов. – Апатиты: Изд-во КФ ПетрГУ, 2015. – С. 77-81.
  • Жиров В.К., Гонтарь О.Б. Терапевтическое садоводство // Наука в России. №6, 2014. С. 32-35.
  • Жиров В.К., Гонтарь О.Б. Экологическая терапия как основа роста социальной значимости российских ботанических садов на современном этапе (на примере ПАБСИ КНЦ РАН) // Роль ботанических садов в сохранении и мониторинге биоразнообразия: Сборник материалов / отв. ред. Вардуни Т.В., Дмитриев П.А., Капралова О.А.; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 40-44 (0.36 п.л.)
  • Гонтарь О.Б., Советова М.П. Реализация регионального компонента на занятиях со школьниками по программе «Путешествие в мир северной природы» // Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития: материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 3-4 марта 2015 года: в 2 т. / отв. ред. О.В.Кобзева. - Мурманск: МАГУ, 2015. - Т.1. С. 98-102 (0.34 п.л.) 
  • Калашникова И.В., Святковская Е.А., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Экологическая терапия как элемент коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Психологическое сопровождение развития личности и группы: материалы VII региональной науч.-практ. конф., г. Мурманск, 19-20 февраля 2014 г. / под науч.ред. Е.М.Зубрицкой; НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования», Федер. психологов образования России (Мурм. отд-ние). – Мурманск: НОУ ВПО МИБО, 2014. – С. 22-26 
  • Жиров В.К., Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Советова М.П., Мазуренко И.Н. Новое в просветительской деятельности Полярно-альпийского ботанического сада-института // Вестник Кольского научного центра. Апатиты: Изд-во КНЦ, 2010. №3. С. 95-100 (0.6 п.л.).
  • Гонтарь О.Б., Жиров В.К., Шестаков А.В. Научные основы специализированного ландшафтного дизайна // Научные основы экологии, мелиорации и эстетики ландшафтов: Материалы конференции (Москва, МГУ, 17-21 мая 2010 г.). – Тула: Гриф и К, 2010. – С. 120-125.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н., Жиров В.К. Древесные и травянистые интродуценты для терапевтического садоводства на Кольском Севере // Сохранение биологического разнообразия
  • наземных и морских экосистем в условиях высоких широт: Материалы научно-практической конференции (МГПУ, Мурманск 13-15 апреля 2009 г.). Мурманск: МГПУ, 2009. С. 50-53.
  • Жиров В.К, Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н. Перспективы терапевтического садоводства на Кольском Севере // Интродукция и селекция ароматических и лекарственных растений: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Никитского ботанического сада (Ялта, Крым, Никитский ботанический сад ННЦ, 8-12 июня 2009 г.). Симферополь: Изд-во ФЛП Бражниковой Н.А., 2009. С. 59-60.
  • Советова М.П., Митина Е.Г., Гонтарь О.Б. «Путешествие в мир cеверной природы» - экологический курс для начальной школы // Фитодизайн в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 14-17 июня 2010 г. / под ред. В.К.Тохтарь, В.Н.Сорокопудова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С. 313-316.
  • Советова М.П., Митина Е.Г. «В царстве растений» - программа для проведения занятий с дошкольниками в ботаническом саду Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной памяти Л.В.Бардунова (1932-2008 гг.). // Проблемы изучения и сохранения растительного мира Евразии. Иркутск, 15-19 сентября 2010 г. - С.711-713.
  • Жиров В.К., Шестаков А.А. Оптимальные пропорции и эстетические предпочтения в Садово-парковом дизайне // Вестник Кольского научного центра. Апатиты: Изд-во КНЦ, 2010. №3. С. 84-88 .
  • Гонтарь О.Б., Жиров В.К., Шестаков А.А. Научные основы специализированного ландшафтного дизайна // Научные основы экологии, мелиорации и эстетики ландшафтов: Материалы конференции (Москва, МГУ, 17-21 мая 2010 г.). – Тула: Гриф и К, 2010. – С. 120-125.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н., Калашникова И.В., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Мазуренко И.Н., Казак Т.В. Программа дополнительного образования «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями»: методическое пособие. Апатиты: ГИЛЦ. 2013. 54 с
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Мазуренко И.Н., Тростенюк Н.Н., Мазуренко К.Л. Образовательно-реабилитационная программа «Экотерапия» ддя детей в возрасте от 14 до 18 (21) лет с психоневрологическими заболеваниями 1-3 группы инвалидности: Методические указания по проведению занятий. Издание 2-ое. Апатиты: «КаэМ», 2013.-29 с.
  • Советова М.П. Программа дополнительного образования «В царстве растений» для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. Апатиты: ГИЛЦ. 2012. 21 с.
  • Калашникова И.В., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Особенности сердечного ритма у детей в ходе проведения образовательно-реабилитационной программы с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями» / Физиология и медицина. Высокие технологии, теория, практика. Т. 2.: сборник статей Пятой международной научно-практической конференции «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине», 14-15 ноября 2013 года, Санкт-Петербург, Россия / научные редакторы А.П.Кудинов, Б.В.Крылов. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – С. 114-115
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н., Шлапак Е.П., Жиров В.К., Шестаков А.А. Проблемы озеленения специализированных учреждений для пребывания лиц с психоневрологическими заболеваниями // Проблемы озеленения крупных городов: Материалы XY Международной научно-практической конференции (29-30 августа 2012 г, Москва). - М.: ВВЦ, 2012. - С. 44-46. (0.2 п.л.)
  • Салтан Н.В., Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Жиров В.К., Казак Т.В., Мазуренко И.Н., Шестаков А.А. Влияние экотерапии на детей дошкольного возраста в экстремальных условиях Арктики (п. Баренцбург, о.Западный Шпицберген) // Биоразнообразие и культуроценозы в экстремальных условиях: Материалы докладов Всероссийской научной конференции с международным участием, ПАБСИ КНЦ РАН, Апатиты-Кировск, 20-22 августа 2012 г. / Сост. М.О. Иноземцева – Апатиты: «К&М», 2012. – С.130-133
  • Святковская Е.А., Гонтарь О.Б., Тростенюк Н.Н., Калашникова И.В., Жиров В.К. Гарденотерапия как составная часть социальной адаптации и профориентации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. №3. С. 244-262 в Вестнике ТверГУ.
  • Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Салтан Н.В., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Жиров В.К. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ. 2015. 36 с.

Участие в конкурсах и награды лаборатории:

Работа сотрудников лаборатории и коллектива ПАБСИ в научных исследованиях лаборатории получила широкое признание.

2016 год –

  1. Диплом победителя (с памятным знаком) Национальной общественной премии «Гармония» в номинации «За вклад в науку, образование и просвещение» за особые заслуги в сфере охраны психического здоровья (коллектив ПАБСИ)
  2. Диплом победителя конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области 2016 г. (1 место) с денежной премией (И.В.Калашникова, Распоряжение Правительства Мурманской области № 314-РП от 23.12.2016 г)
  3. Диплом победителя II ежегодного международного конкурса научных публикаций в области экономики и образования «Magnum Opus Publication-2015/2016» (20 марта – 20 ноября 2016 года), направление «Образование», номинация «Публикация в журналах с impact-фактором, учитываемых в Web of Science и/или в Scopus» (Irina V. Kalashnikova, Oksana B. Gontar, Vladimir K. Zhirov, Andrey O. Kalashnikov Integrated Animal-Assisted and Plant-Assisted Ecotherapy for Preschool Children with Speech Disturbances: A Program for the Arctic // Ecopsychology. June 2016, 8(2): Pp. 79-88)
  4. 3 место в V международном конкурсе учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2015/2016 гг. «ЗОЛОТОЙ КОРИФЕЙ» (23 июля-23 ноября 2016 года) в номинации «Педагогические науки» (Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Тростенюк Н.Н., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Жиров В.К. (Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук). Программа дополнительного образования «Гарденотерапия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет 1-3 группы инвалидности»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ. 2015. 52 с.)
  5. Диплом Союза охраны психического здоровья автору лучшей статьи, представленной в рамках Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» (О.Б.Гонтарь)
  6. Благодарность директора ПАБСИ в связи с получением национальной общественной премии (О.Б.Гонтарь, И.В.Калашникова, Е.А.Святковская, Н.В.Салтан, Е.П.Шлапак, Н.Н.Тростенюк, О.Ю.Носатенко, Е.А.Марус, И.Н.Мазуренко, К.Л.Мазуренко).

2015 год –

  1. Диплом лауреата Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» - за услугу «Разработка реабилитационных и образовательных программ» (коллектив ПАБСИ КНЦ РАН);
  2. Почетный знак «Отличник качества» Совета организаторов программы «100 лучших товаров России» (удостоверение №23161) (И.В.Калашникова);
  3. Почетный диплом лауреата регионального конкурса «Лучшие товары и услуги Мурманской области 2015 года» - за услугу «Разработка реабилитационных и образовательных программ» (коллектив ПАБСИ КНЦ РАН)
  4. Благодарственное письмо Мурманской областной думы за вклад в повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг в интересах потребителя (распоряжение Председателя Мурманской областной думы №390рн от 19.11.2015) (коллектив ПАБСИ КНЦ РАН)

Оксана Борисовна Гонтарь - рук...
На занятии садовой терапии
Апробация программы «Экотерапи...
И. Калашникова. Функциональная...
М.П. Советова с дошкольниками....
Памятный знак Премии "Гармония...
Диплом победителя (с памятным ...
Диплом победителя (с памятным ...
Диплом победителя конкурса нау...
На занятии садовой терапии
На занятии садовой терапии
Посадка растений в Кировском П...
На занятии садовой терапии
Лаборатория экотерапии и образ...
Лаборатория экотерапии и образ...
Лаборатория экотерапии и образ...
Лаборатория экотерапии и образ...


Вернуться назад

© ПАБСИ им. Н.А. Аврорина - Copyright 2006-2017.
The Polar-Alpine Botanical Garden and Institute
Использование информации разрешается при условии размещения активной ссылки на сайт pabgi.ru.



Создание сайта и администрирование Kirill L. Mazourenko